Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны

, Загадки  •  278

Немецкий археолог-любитель утверждает, что нашел под землей две тонны драгоценных металлов, которые могли быть частью похищенной нацистами Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея — создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику — Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту «Либурника». Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом — при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца — своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь» и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась — прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.
Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.
6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, — флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село». В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Осязание и обоняние», выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату — Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.
Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года , в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.
3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.
Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:
‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ»;
‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%
‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;
‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Тайна Янтарной комнаты 

Известно, что она пропала во время Второй мировой войны. С тех пор многие энтузиасты и ученые искали янтарную комнату, но не находили. У «Искателей» есть веские основания предполагать, что Янтарная комната находится в России, в одном из подземных тайников Екатерининского дворца. Исходные данные версии таковы: в 1938 году по указанию НКВД были выполнены 2 копии Янтарной комнаты в натуральную величину. Одну под видом оригинала продали Арманду Хаммеру, другой заменили оригинал. Саму же янтарную комнату спрятали в тайниках Екатерининского дворца, где, возможно, она находится до сих пор.

Однако большинство историков и археологов склоняются к мысли о том, что искать Янтарную комнату все же стоит в Калининграде. Именно туда, в Кенигсберг во время второй мировой войны нацисты вывозили сокровища из Царского Села. Сохранилась ли Янтарная комната, удастся ли нам когда-нибудь снова увидеть это восьмое чудо света? На эти вопросы попытается ответить команда «Искателей».


Рекомендуем почитать

Новости партнеров

Заказать славянские обереги