Казаки на территориях Золотой Орды

, Открытия  •  192
Продолжаю исследовать книгу Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария», в частности то, что он пишет о казаках. Начало моего исследования здесь: Покорение Сибири Ермаком  и здесь: Казаки и Казачья Орда
Согласно Википедии «казаки́ — представители казачества, сложной этносоциальной культуры, сформировавшейся на украинах Московского государства и Речи Посполитой.
Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения независимого вооруженного населения на различных незаселённых территориях, т. н. украинах. До конца XVII века в Русском царстве также существовали особые категории служилых людей — беломестные казаки и городовые казаки, а в Речи Посполитой — надворные казаки, реестровые казаки, охочекомонные казаки и грунтовые казаки.»
Т.е. казак –это не национальность, а социальный статус: воин, пограничник. Но не всегда казаки обживали незаселенные территории. Так, например, Ермак со своим войском завоевывал Сибирь, которая, к моменту его вторжения туда, была довольно таки густо населена.
Что-то и правда было разрушено уже до них:
«Королевство Большого Нагая – совершенно равнинное и дикое, оно простирается на 1 200 миль в длину от Астракани до Самары и на 500 миль в ширину от Астракани до реки Йейхе, или Яик.
Оно не имеет городов или постоянных мест проживания, хотя в прежние времена их было несколько: среди них и очень видные, как Царев–город, иначе Царевы полаты, что по-нижненемецки значит императорский город, который был, вероятно, главным городом, как показывает название. Я часто с удивлением рассматривал его и не мог полагать, что он в окружности был меньше 20 миль.
Я в нем насчитал 80 прекрасных больших зданий: это, должно быть, были мечети, дворцы, караван-сараи, из которых некоторые стоят в шести милях друг от друга.
Московиты имеют разные мнения относительно причины его разрушения. Некоторые считают, что его разрушили казаки, но те, хотя и любят похвастать своими военными делами, говорят, что этого не знают
Название  Царе́в сохранилось и сейчас. В настоящее время так называется село, расположенное в Ленинском районе Волгоградской области России, центр Царе́вского сельского поселения.
село Царев
Село расположено близ развалин бывшей столицы Золотой Орды города Сарай-Берке (Царевское городище).
Царевское городище — городище золотоордынского времени расположено на реке Ахтубе, у села Царев Ленинского района Волгоградской области. Является одним из крупнейших археологических памятников Восточной Европы эпохи средневековья. Местность, где расположено городище, раньше именовалась «Царевы Пады», т. е. царевские развалины.
Общая площадь по оценкам исследователей конца XX в. составляет более 400 га, а по данным путешественников XVIII-XIX веков площадь была ещё значительно большей (например, по данным И. П. Фалька, развалины простирались на 9 верст в длину и на 5 верст в ширину).
Путешественники XVIII-XIX вв. неоднократно подчеркивали значимость городища, называя его «остатками древней столицы скифского царя», «тартарским главным городом», столицей «Великой Тартарии», «столицей царства Мамая» и др. Начиная с XVIII в. Царевское городище часто отождествлялось с городом Сараем, столицей Золотой Орды. (Википедия)
Так сейчас выглядит Царевское городище:
Археологические раскопки на Царёвском городище
Царевское городище
Древний кирпичный завод , Волгоградская область
Источник
Волгоград раньше назывался Царицын. И там тоже есть городище:
«На месте современного Волгограда между Сухой и Мокрой Мечёткой находилось ордынское поселение с неизвестным названием, названное российским переселенцами Мечётным городищем, в котором были найдены монеты улуса Джучи с 1274 по 1377 год. Современные археологи обследовать его не успели, так как его строения растаскивались на строительный кирпич с момента основания Царицына, профессиональная экспедиция археолога Баллада 1920-го года была прервана Гражданской войной, и окончательно поселение было уничтожено ведущейся с 1930-х годов по настоящее время застройкой Спартановки (здесь же погибла стоянка древнего человека Сухая Мечётка). Гидроним «Мечётка» вероятно дан по этому поселению, он встречается в центральной России и происходит от древнерусского «мечькъ» — медведь, но в степи их нет и наиболее вероятно река была названа по существовавшим развалинам — мечеть. Волгоград не является преемником этого поселения, оно расположено на 18 километров севернее исторического ядра Царицына и прекратило своё существование за 200—250 лет до его основания. Золотоордынское поселение существовало также в устье реки Царицы(Википедия)
Мечетное городище являлось частью  Царицынской сторожевой линии (Вал Анны Иоанновны) Так выглядит оно сейчас:
Царицынская сторожевая линия (Вал Анны Иоанновны)
Видимые остатки крепости сохранились только в хуторе Грачи — вал и ров образуют пятиконечную звезду— крепость Грачевская. Сохранились несколько реданов. (источник)
Царицынская сторожевая линия: крепость Грачевская, современный вид
Царицынская сторожевая линия: крепость Грачевская, реконструкция
 В этом районе еще много разных городищ, многие из которых уже сровнены с землей. Рассказывают местные жители:
«– Мы будем разговаривать только с землей, – наш гид Иван начинает экскурсию в степи. – Надо понимать, что прошло 600 лет. Все сломано, вывезено. Видите, большая круглая яма – здесь стояла крепостная башня высотой минимум десять метров. А, может, и все двадцать.
Вокруг, куда ни глянь, колышется трава бескрайней степи. Средневековая крепость с бастионами и рвами присутствует больше в воображении. Хотя еще в 1920-х здесь были видны остатки дворов, кирпичных зданий и водоемов. Сейчас на их месте лишь холмы да впадины. Земля сплошь покрыта грабительскими раскопами. Это небольшие ямы, так называемые «закапушки», оставшиеся после металлодетекторов. Пострадал памятник и от хозяйственной деятельности – земли распахивались, прокладывались автотрасса и лесополосы.
Глинистая почва в этих местах часто выталкивает на поверхность загадочные черепки, осколки пористого кирпича и бирюзовых изразцов, а иногда и странные неправильной формы монеты с надписями на непонятном языке.
Целые золотоордынские кирпичи годами собирали и растаскивали местные жители. Они использовали их как материал для своих построек, ведь камень в степи дефицит.» Источник
Следы древних городов
И в Астрахань казаки пришли не на пустое место. Вот что пишет об этом месте Н. Витсен:
«Астраканское царство издавна называлось Цитракан. Там питаются в основном рисом, который привозят из Персии. В нескольких милях от Астракани, на Волге, добывают соль из гор. Это место прежде находилось под перекопскими, другие говорят – под нагайскими тартарами, или же под князьями из их рода, и они одно время имели собственных королей. Оно было присоединено к русской короне в 1554 г. царем Иваном Васильевичем, который после покорения Казани его захватил и завладел им, хотя тартарские всадники сильно нападали и делали вылазки. Все, кто был вооружен, были там разбиты. Солдаты, которые тогда хитростью завладели этим городом, – были в основном казаки. Они пустили вниз по Волге много пустых судов, странно убранных. Это привлекло Астраканскую армию, и они вышли. Они [казаки] в это время с суши напали на город и захватили большую добычу, так что паруса были обмотаны шелком, а весла – соболями. Это Астраканское государство простирается вширь и вдаль. В древности в нем было много городов.»
Согласно академическому словарю:  АСТРАХАНСКОЕ ЦАРСТВО возникло после падения Золотой Орды в 1480 г. со столицей в Астрахани. Пало в 1556 г. когда Астрахань, ослабленная постоянными Набегами Донских Казаков, без боя занята Москвой.
Из Википедии: «Астраха́нское ханство — татарское государство, возникшее в результате распада Золотой Орды и существовавшее в XVI веке в Нижнем Поволжье. Столица — город Хаджи-Тархан (Аждархан), располагался на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани («великое татарское торжище», городище Шареный бугор). Основное население составляли астраханские татары и ногаи.»
Под ханством здесь имеется в виду царство, а под татарами  -тартары. Которыми , как выяснилось из описаний Витсена, назывались не люди определенной национальности, а все жители Тартарии. Т.е. все народности, проживающие на территории Тартарии, европейцы 17 века называли тартарами.
А Тартарией возможно была названа территория Золотой Орды после ее падения. От города Хаджи-Тархан в наше время ничего не осталось. Лишь упоминание:
«В 12 км выше  современной Астрахани, на правом берегу Волги, между поселками Стрелецкое и Новолесное находится урочище Шареный Бугор. Оно издавна привлекало к себе внимание местных жителей и ученых обилием находок старинных предметов, кирпича, остатков строений на поверхности земли и в обнажениях обрывов.
Традиционно на это место учеными помещается старая Астрахань, или иначе Хаджи-Тархан. Обосновывают эту традицию предания, летописи и другие исторические свидетельства.»
Вот этот Жареный бугор:
Жареный бугор
В годы строительства Астраханского кремля (1582—1620 гг.) развалины Хаджи-Тархана были практически полностью разобраны на кирпич. Город был заброшен и превратился в городище. В течение долгого времени городищем интересовались лишь местные жители, добывавшие там селитру. (википедия)
Остались лишь монеты, отчеканенные там:
Золотая Орда, Хаджи Тархан.
И еще сохранилось Селитренное городище — Сарай-Бату, о котром Витсен пишет:
«Об этом Сарае Арабсиада говорит следующее:
«У пустыни находится город Сарай. Его жители являются магометанами. В нем бесподобные постройки, он основан ханом Барка, да будет Бог милостив к нему, ибо он принял магометанскую веру. Город был главным в государстве, и поэтому народы, окружающие пустошь, были вынуждены перейти к исламу ( Другие говорят, что этот Барка не построил этот город вновь, а восстановил его). Там было стечение ученых людей всех наук, и источник счастья, подобно которому никогда не было в Египте. 63 г. этот, столь знаменитый и величественный город процветал. Город был настолько большой, что слуга, убежав от хозяина, мог в течение 10 лет держать открытую лавку и не бояться встретить своего хозяина. Он расположен у притока Волги, под названием Синкела. Тамерлан (Тамерлан жил спустя больше века после Чингиса) уничтожил город Сарай, Серайчик и Хаджи Терхан или Астракань и прилегающую область после того, как победил в сражении Туктамиса и другие народы, живущие вокруг города Саратова, если его принимают за Сарай. Называют его еще и Серaйхан. Это тартарское название, означающее как бы императорский город или главный город, так как это был прежде коренной город большой империи.
Этот город Саратов (имеется в виду Сарай –прим. мое) , теперь в основном разрушенный, прежде был мощным городом, построенным из кирпича. Там стояло много великолепных дворцов и большой дворец для увеселения. Некоторые говорят, что он был построен или предназначен быть одним из главных городов Тамерлана. Но другие говорят, что он уже раньше был основан Александром, а он [Тамерлан] его разрушил, как выше было сказано, что, очевидно, больше соответствует действительности (Нет недостатка в  писателях, считающих, что этот город был построен Чингис ханом. Итак, основатель этого знаменитого города не определен. Чингис Хан родился в 1154 г., по христианскому летоисчислению, а Александр вел войну в 332 г. до рождения Христа). Отсюда, если нужно, перевозят оставшиеся камни, в  Астракань, где из них строят крепости, церкви и дворцы. Говорят об Ахтубе, что это был еще более великолепный город. Как бы то ни было, ясно видно, что строители этих древностей были исключительными мастерами, и это верный признак того, что эти страны раньше не были такими дикими и пустынными, как теперь
То, что осталось от некогда большого города сейчас:
Музейный археологический комплекс «Селитренное городище» (Астраханская область).
Источник 
Селитренное городище
Селитренное городище Раскопки. Горн по обжигу кирпича
Расположение Селитренного городища на современной карте
По словам Витсена в Золотой Орде было много городов, уже разрушенных в 17 веке. Но много было и существующих городов:
«Считают, что на Дону стоят 120 городов. Из них главные следующие:
Азов, или, по произношению некоторых – Озоф и Азаф, Казаф, или Казава – был турецким пограничным городом на западном берегу Дона, но теперь он находится во власти его Царского Величества.
………Около Азова лежат еще города Прибуланский, Дорноип и Рыков. Вверх по Дону лежат на расстоянии одного дня [езды] еще следующие города: Маныч Берсегенеф, Раздоры, Кочeтов, Поповск, Золотой, Есаулов, Кобылкин, Чир Нижний, Чир Верхний, Пять Изб, Голубые, Паншин, Качалин, Иловля, Сирочин и Григорьевск.»
Витсен пишет о том, что казаки именовались «Войсками Их Царских Величеств», были подчиненными Их Царских величеств, помогали Их Царским Величествам собирать дань, исследовать новые территории, охранять рубежи страны от захватчиков. И тут же пишет о том, что:
«Но кроме этих упомянутых торговых кораблей Их Царские Величества имеют там еще хороший флот из военных кораблей, против казаков
«Около места под названием Ерик, самый большой фарватер Волги у Каспийского моря, в 14 милях от Астракани. Там всегда находится стража против казаков. Имеется еще один выход к северу.»
«Камышинка лежит на Волге, немного выше Астракани, в сторону Крыма, около горы того же названия. Этот городок был построен царем Алексеем Михайловичем* 1665 (которым я имел честь в Москве быть принятым), чтобы держать в повиновении казаков и тартар. Впоследствии однажды он был сожжен мятежными башкирскими тартарами, и русские в то время сами его разрушили.»
«Около городка Царица на Волге, выше Астракани, виден на некоторых картах рукав Дона, или Танаиса, впадающий в Волгу. Прежде сомневались, судоходен ли он. Но теперь выяснилось, что нет, не судоходен, ибо там казаки перекатывают свои суда по суше, когда направляются к Волге.
Его называют Камус, и он будто идет через Иловлю. Прежде там между казаками и русскими произошла большая битва, следы которой еще видны
«Один немецкий дворянин, который, посетив эти края, пишет мне об этой речке следующее:
«Все, кто считают, что река Царица* или Камус на Волге, около города Царица, это соединение Танаиса, или Дона, с Волгой, находятся в заблуждении, и те карты, которые так составлены, неверны. Они считали, что казаки по ней плыли разбойничать на Волге, но те выбирают другой путь, а именно: когда они собираются идти на Волгу за добычей, они плывут весной вверх по реке Степная 70 верст, насколько возможно, приближаясь к верхней части реки Камышинка, и по ней спускаются вниз на маленьких челноках, на 50 верст, где она впадает в Волгу, между Саратовом и Царицином, с правой стороны Камышинки, около ее устья, где она впадает в Волгу. Русские там построили маленькую крепость из 8 или 9 больверков, чтобы препятствовать разрушениям казаков». Здесь кончается сообщение упомянутого дворянина.»
«Из Тобола мне послали следующее сообщение относительно русского христианства в Сине и о Бушукти-Хане, калмакском князе:
«Глубокоуважаемый господин,
Сообщают, что главный князь Бушукти-Хан действительно умер после того, как на него внезапно напали синцы с большой армией. И теперь его племянник Контайзи, а до сих пор его звали Араптан, наследовал ему. Он теперь готовится прийти на помощь московитам с 20000 человек, чтобы напасть на казакскую орду, которая ежегодно причиняет большой ущерб. Они приходят внезапно, как все эти народы обычно делают, и большей частью, когда все крестьяне работают в поле; забирают людей в плен и разрушают деревни и местечки. Бороться с этим народом невозможно, даже большой армией, ибо они живут далеко и еще потому, что они кочуют и их трудно найти. С маленькой армией нападать на них опасно, поэтому не нашли другого средства, кроме укрепления всех деревень и местечек, снабжения их пушками, а крестьян – ружьями, и кроме прежнего войска расположили еще отряд из 1000 храбрых драгунов (Это казаки, живущие в таком городе и крепости с женами, детьми и потомками. Им бесплатно дан такой участок земли, который они в состоянии обработать, за что они находятся на службе Его Царского Величества) в окраинных местечках. Летом они присоединяются к другой маленькой армии и охраняют главные поселения. Это хорошие всадники, которые хорошо вооружены. У них много длинных ружей с медными и свинцовыми пулями и маленькие пушки.
Многоуважаемый господин, Ваш покорный слуга, N.N.
Тобол, 22 апреля 1689 г.»
Или казаки были не однородным в своем составе и какие-то казаки поддерживали Их Царские Величества, а какие-то наоборот? Например, известное восстание Степана Разина. Вот, что пишет о нем Н. Витсен:
«В этом озере (имеется в виду Каспийское море –прим. мое) есть небольшие острова, не заселенные никем. До сих пор неизвестно, каким образом вода под землей уходит из него и переходит в другие места. Известный бунтовщик Стенька Разин, который несколько лет назад там в окрестностях свирепствовал и господствовал, наконец русскими был захвачен и в городе Москве казнен, приложил много труда, чтобы основательно узнать действительное положение этого озера, но он не смог полностью исследовать его особенности». Здесь заканчивается упомянутое письмо.»
Еще из одного сообщения:
«Крепость или городок, который у московитов имеется несколько выше по реке, для защиты рыбопромысла, содержит гарнизон и собственность на землю, была захвачена Стенькой Разиным несколько раньше, чем он занял Астракань. Он там задержался, так что московиты туда послали войска, чтобы ее [крепость] захватить. Стенька, не видя возможности защитить это место, так как русские закрыли реку переплетенными ветками, ставит чучела, палки со старыми кафтанами и шапками на нескольких судах. Чтобы эти суда шли глубже и увереннее, он велит наполнить их наполовину водой, посылает их темной ночью в сопровождении только 2–3 человек как штурманов, вниз по реке к плетням. Эти суда прошли свободно. Русские открыли по ним огонь и напрягались, думая, что это армия Стеньки. В это время он тихонько спустился вниз, с другой стороны реки, по суше, со всем своим гарнизоном из крепости, отправив свою поклажу заранее сушей, с востока от Яика, к морю. Он разрезает канаты и спасается. Русские заняли крепость с [отрядом] в 500 человек. Стенька послал 13 казаков вверх по Яику, где находилось казачье местечко, на высоте Самары, за помощью. Эти 13 казаков, возвращаясь обратно, попадают в руки русских на Яике, до завершения пути. Русский начальник держит их в плену, чтобы в свое время в Астракани приговорить их к виселице. Но они сумели поднять на мятеж весь гарнизон и убили их начальника, и на малых судах покинули крепость, направились к острову, напротив реки Яик, и оттуда со своими судами, через море, в Гилян, где присоединились к Стеньке и помогли ему разорять и грабить. Мятежники получили заслуженную награду и наказание.»
«Когда Стенька Разин захватил город Астракань, тогда главное слово у народа было «неожиданно». Они летели в неистовстве по городу, выкрикивая это слово, и еще: «Победили! Убейте!» – и тому подобное. Когда он [Разин] намеревался совершить убийство и хотел совещаться, то накануне предупреждал, чтобы они к утру не напивались, и что он хочет держать совет. В день совета он становился среди солдат, излагая им дело, и они тогда отвечали «да» или «нет», часто не понимая, что было сказано. Он держался очень просто со своим народом, и они называли его не иначе, как отец, он пил с самыми низкими [по происхождению людьми] из одной кружки, или лохани, и называл их братьями.»
Гравюра старинной Астрахани
Вкратце, что пишет наша Википедия о восстании Степана Разина:
«Восста́ние под предводи́тельством Степа́на Ра́зина, Крестья́нская война́ 1670—1671 или Восста́ние Степа́на Ра́зина — война в России между войсками крестьян и казаков и царскими войсками. Окончилась поражением восставших.»
Восстание произошло во время правления второго русского царя династии Романовых, по причине обнищания государственной казны, в результате чего казакам перестали платить жалование. И введения крепостного права для крестьян. По этой причине крестьяне присоединились к восстанию. После казни Степана Разина восстание какое-то время еще продолжалось, пока не было полностью подавлено. Бо­ярин Юрий Дол­го­ру­кий по­ве­сил 11 000 кре­стьян в ходе ка­ра­тель­ных по­хо­дов.
В то же примерно время происходило еще Соловецкое  восстание:
«Солове́цкое восста́ние или Солове́цкое сиде́ние — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия различной интенсивности продолжались несколько последующих лет и завершились лишь в 1676 году падением Соловецкого монастыря.
Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам.
В 1667 году состоялся Большой Московский собор, который анафемаствовал старообрядчество» (Википедия)
Старообрядцы считали лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную. Поповцы (старообрядцы) считали новообрядцев еретиками (Википедия)
 Это восстание было так же жестоко подавлено. В «Истории об отцах и страдальцах Соловецких» сообщается:
«Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Сашко Васильев и Никанор, остальные — позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 за­щитников в живых осталось лишь 14»
Получается, что оба эти восстания косвенно или напрямую связаны с тем, что к власти пришли Романовы и начали наводить новые порядки, которые не понравились ни казакам, ни монахам, ни крестьянам. Т.е. всем, кроме самих царей и их приближенных.
С уничтожением самых сильных, кто оказывал сопротивление, стирались из памяти народной воспоминания о прежних временах.
Все иллюстрации, карты, схемы, фотографии взяты мной в интернете в свободном доступе.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники


Рекомендуем почитать

Новости партнеров