Иван. Купальская этимология

, Мифы  •  288
Обыкновенно считается, что имя "Иван" происходит от иврита (‏יוחנן‏‎), где означает "Яхве миловал" или "Благодать Божия", но это не так.
Прозвище "Купала", пишут энциклопедии, является простым переводом греческого "Βαπτιστής", происходящим от  от "βάπτω", т.е. "погружать, купать". В этом есть смысл, но не совсем тот, который предлагают официальные версии. Нам говорят, что смысл купания (и, следовательно, купальских традиций) в ритуальном очищении, омовении, ведь летние обычаи включали в себя веселые купания в реках:
"Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής), поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника" (Википедия)
Данной статьей я попытаюсь опровергнуть эту легкомысленную, на мой взгляд, версию, при знакомстве с которой у обычного человека не возникает никаких чувств, мыслей и ощущения глубины традиций. Так уж у нас устроено в хрестоматийных статьях по фольклору, что при чтении складывается впечатление: "народ развлекался, как мог". И когда неоязычники подхватывают эти идеи, они вместо того, чтобы реально возродить или хотя бы понять традицию, лишь копируют ее развлекательную "обложку", не зная, что внутри. Я не могу охватить разом всё в одной статье, поэтому маленькими порциями показываю разные непопулярные мелочи, из которых и складывается Традиция. Разумеется, всё нижесказанное является личным мнением автора, поэтому доверяйте, но проверяйте... И приготовьтесь, что будет "многобукв". Да, придется читать и вчитываться. Ведь это лишь крохи информации, которую приходится перелопатить и обдумать, чтобы рассказать вам впоследствии свои соображения, экономя ваше же время.
Что ж, главным Иваном в христианском мире является Иоанн Креститель или Купала (греч. "Βαπτιστής" от "βάπτω" - погружать, купать). Значит, надо искать смыслы "Иванов" в нём. Я начну, по обыкновению, с социума, но выводы будут выходить далеко за его пределы.

Креститель

Сразу хочу сказать, что ни о каком ритуальном омовении не может быть и речи. Точнее, оно есть, наверно, но не является центром всей купальской традиции. Очищение - это лишь часть любого обряда отделения, практически ежедневного: вышел в лес - очистился от деревенского духа, вернулся обратно - очистился от лесного. И так всюду. Причем очищение далеко не всегда связано с водой. Разумеется, есть и более крупные поводы, когда очищение действительно обставляется по-особому: роды, совершеннолетие, смерть, но Купальские традиции надо рассматривать немного с другого угла.
Для начала надо точно уяснить, что такое Крещение, отсюда будет видно, какую роль играет статус "Крестителя". Для этого воспользуемся замечательным трудом Арнольда ван Геннепа «Обряды перехода» (1909), в котором говорится:
"Первоначальное христианское крещение включало: 1) пост; 2) погружение в купель или обливание освященной водой. Впрочем, в зависимости от места и эпохи к основным обрядам прибавились всякого рода частные обряды (очищение, изгнание бесов и т.д.) под влиянием местных верований и религиозной практики".
Обряд крещения напрямую связан с имянаречением:
"Благодаря наречению ребенок: 1) индивидуализирован и 2) включен в сообщество. Речь может идти о целом сообществе, в этом случае праздник будет публичным и в нем примет участие вся деревня (так бывает в случае рождения мальчика и тем более если этот мальчик — сын вождя), а может состояться включение в ограниченное сообщество — в семью, состоящую из родственников по восходящей линии с двух сторон либо родственников только с отцовской или материнской стороны. Варианты бесчисленны. В скором времени ребенку дают родовое имя, которое указывает только на его пол или на очередность появления на свет (он является третьим или седьмым ребенком). В иных случаях ему дают имя одного из предков с отцовской или материнской стороны. Иногда ребенку позволяют самому выбрать имя. Или, наконец, он столько раз меняет. имя, сколько существует в детстве возрастных категорий. Сначала он получает имя, не имеющее определенною значения, затем личное имя, всем известное, затем личное имя тайное, затем имя семьи, клана, тайного общества. Я полагаю, нет необходимости доказывать, что обряд наречения ребенка является обрядом включения.... Очень интересен ритуал повторного крещения, которому подвергались сабии. Их религия, якобы основанная святым Иоанном Крестителем, является соединением маздеизма, иудаизма, христианства, ислама и т.д. Существуют три вида крещения: 1) крещение ребенка до года; 2) крещение как очищение от всякого рода скверны; 3) коллективное крещение в течение пяти дней ежегодного праздника — Pancho. Все участники обряда — сабии по рождению; ни один чужеземец не может быть допущен к их религии".
Таким образом, крещение с имянаречением - это включение в род, общество, группу... Не обязательно церковную, но в христианстве это приобщение к Церкви, после чего человек может участвовать во всех остальных таинствах Церкви. Следовательно, при нецерковном крещении (а, например, родовом или групповом), человек так же получает доступ к сакральному пространству той группы, в которую он посвящается, к ее обычаям. Раньше, переходя из одной "страны" в другую, человек, принявший местное крещение, обретал гарант безопасности. Но для этого надо было очиститься от старых устоев и принять новые, принадлежащие данной стране. Как говорится, в чужой монастырь со своим самоваром не лезут.
Но Крещение - это лишь собирательный образ более мелких обрядов Ивановских и предшествующих им дней.
Тут нужно отметить, что совершенно неспроста рождество Иоанна Крестителя празднуется в июне, аккурат в Купалу - период, не имеющий отношения к Церкви, но несущий ровно такой же смысл. Я полагаю, что название месяца "Июнь" - это еще одна форма слова "Иван". То есть традиция дала название месяцу (важно не забывать, что раньше не было точных месяцев, течение времени определялось погодными приметами). Поэтому приступим к обзору весенних и июньских традиций, которые укажут нам на настоящий смысл "Ивана".
Андрей kadykchanskiy в своей статье Вышень, высказал мнение, что "Купала - это, скорее всего, отдельный праздник, который был, в большей степени, развлечением, и возможностью для молодых парней и девушек найти свою пару для создания семьи, в будущем". Сейчас я подробно остановлюсь на этом моменте, чтобы показать, что купальские традиции хоть и носили веселый характер, НЕ БЫЛИ развлечением. Это очень серьезные обычаи, в которых лежит один из ключей к пониманию психологии того старого общества. Для этого приведу многочисленные примеры из статьи Веселовского А.Н. "Гетермизмъ, побратимство и кумовство въ купальской обрядности" (опубликованной в Журнале министерства народного просвещения, часть CCXCI, февраль 1894):
"В конце марта или начале апреля какой-нибудь крестьянин предлагает соседке, не согласится ли она в течение следующего года быть ему кумой. В случае согласия, она тотчас же принимается за дело: делает из коры пробкового дерева (sughero) род сосуда и наполняет его землею, которую засевает пшеницей. К Иванову дню зелень густо поднимается; тогда сосуд получает название erme или nenneri. В день праздника будущий кум и кума отправляются, сопровождаемые веселой толпой мальчиков и девочек, в церковь и, не дойдя до неё, бросают сосуд в двери церкви так, чтобы он разбился. Затем садятся кружком и едят яичницу с зеленью, причем один кубок с вином переходит из рук в руки, и скрипка (lionedda) играет веселые мотивы. После этого встают и взявшись за руки, медленно движутся, повторяя на распев: "Кум и кума во имя святого Ивана (compare e comare di San Giovanni). Обряд кончается поздно в ночь пляской в хороводе...
В Сицилии св. Иван считается покровителем кумовства, святость которого выше кровных уз. San Giovanni там то же, что "кум" вообще, одно имя идет за другое. Кумовство понимается в церковном смысле... но существует и особое народное кумовство. Кумуются с отроческих лет, 24-го июня, в день св. Ивана Крестителя... таким образом: двое ребят одного пола или разных полов, задумавшие покумиться, вырывают каждый у себя по волосу, свивают их вместе, ... один из учасников поет: "Связан крепко, не вырваться; лети, волосок (при этому дуют на него), лети в море. Мы покумились, мы покумились.. (Iuncito strittu, non poi scappari, Vola, capiddu, vattinni a mari, Semu cumpari, semu cumpari!)".
Последний стих поют вместе, затем, схватившись мизинцами и связав их, тянутся в разные стороны, качая руками вверх и вниз и припевая: Мы кумовья во имя св. Ивана, кумвья до Рождества; что у нас есть, то мы делим между собой, даже воду; будь у нас хлеб и кости, вместе мы сойдем в могилу, а с хлебом и рисом войдем в рай...
В Ассоро (в Сицилии) кумующиеся вырывают ресницу или волос и, омочив их слюной, обмениваются ими, положив на черенок, который ломают пополам, свято сохраняя каждый свою часть. Формула кумовства такая: Мы стали кумами, ими и останемся, придет смерть, расстанемся... Девушки, желающие покумиться, посылают друг другу подарки в течение времени от Иванова до Петрова дня.
Интересен следующий обряд в Пьяно деи Гречи: приготовляют блюда... с паклей или войлоком, который намачивают и засевают пшеницей... и держат в темном месте, пока семена не взойдут. Когда трава несколько поднимется, бережно связывают кончики, и кумы обмениваются блюдами. Обряд требует, чтобы приносящая отрезала пучек травы, который перевязывается лентой и брережет, как святыню.
Дети кумуются еще особым обрядом: крещением куколок св. Иоанна (pupi di S. Giovanni); иначе кумование состоит в обмене подарками в течение пяти дней от Иванова до Петрова дня...
Как сербскому обряду кумовства для замирения и устранения мести отвечает таковой же в Сицилии: пьют мировую и кумятся, причем один из покумившихся будет крестным отцом ребенка, если он родится у кума...
В Марках кумованье привязывается к Иванову дню. Желающие покумиться (женщины и мужчины) посылают друг другу букеты цветов...
В Абруццах кумом считается не только крестный отец, но и шафер или дружка...
Кумовство блюдется свято: ... грех бранить или вообще обижать его (кума), ибо святой Иоанн накажет за это; грех проступиться против жены кума и наоборот... Связь кума с кумой считается тяжким грехом у южных славян...
Старонемецкий обычай: пить во имя св. Иоанна. Я разумею так называемую Johannisminne (чешск. milost a laska sv. Jana...). Итальянские поверья и обряды дают некоторое право предположить, что в немецком Johannisminne или Johannuissegen сохранились отзвуки старых купальских обычаев... Ее пь.т при сделках...
Но эта параллель протягивается и далее до хорватского побережья, где в этот день молодые люди и девушки кумуются, целуя друг друга и обмениваясь кольцами, и эта связь обязывает их на целый год...
...Народные, как кумовство при замирении для отвращения родовой мести, или в минуту опасности, когда кто-нибудь ищет в другом помощи и предлагает ему покумиться во имя Бога и св. Иоанна. В таких случаях кумовство сливается с другой формой народного союза - побратимость: кумую тебя во имя Бога и св. Иоанна, помоги мне, будь мне братом по Богу, говорят в нужде тому, кого избрали себе побратимом, как и обязанность деверя (шафера) на свадьбе понимались с точки зрения кумовства и побратимства: деверь обращается к золовке с названием посестрымы, она зовет его побратымом.
Побратимство, как древняя форма фиктивного принятия в род, выражавшегося между прочим символическим смешиванием, лизанием крови и т.д., существовало у разных народов, и теперь существует...
... Церковь взяла народное побратимство под свой покров, создала ритуал братотворения, который можно найти в старых греческих и славянских требниках.
"Крестовые братья" русских былин указывают, что и они пережили христианскую, если не церковную метаморфозу побратимства. Может быть, и еще одно заключение можно бы сделать в том же смысле - по поводу отчества наших богатырей: между ними много Ивановичей... В Венеции San Zuanin зовут ребенка тотчас после крещения, как в следующем малорусском обряде "Иван" отвечает вообще понятию "крещенного": когда бабка приносит новорожденного к священнику, он творит над ними молитву и поздравляет ее с "внуком Иваном"; затем он нарекает мальчику имя и снова повторяет то же приветствие. После крестин ребенка приносят домой и передают матери со словами "поздравляем с четвергом и с сыном Иваном"; либо входя в дом, спрашивают: А ну, скажи-ка, кум, какое имя нарекли нашему Ивану". - Кумующие или братующиеся во имя свю Иоанна - его дети".
Я думаю, тут написано больше, чем достаточно, чтобы понять истоки всех наших традиций дарить цветы, подарки, угощать пирогами и выпивать за здоровье. К сожалению, ныне мы используем всё это весьма поверхностно и даже неправильно. Ведь любой обмен (едой, подарками, кровью, слюной...) - это свидетельство нерушимой духовной связи. И как видите, раньше ее обновляли каждый год (братоваться на всю жизнь - довольно глупо: люди меняются, и если ты доверяешь свою жизнь человеку сейчас, то это совсем не значит, что через год ты так же будешь ему верить). Эти дни кумовства и стали праздниками Купалы... и Рождества. Неспроста отмечается почти полное соответствие летних и зимних традиций. И именно поэтому названия обоих месяцев - Июнь и Январь - происходят от "Ивана" (Ян - форма имени Иван). Но всё-таки есть и различия. Тут же замечу, что в первой итальянской песне выражение "Связан крепко" - это "Iuncito strittu", где виден тот же корень, что и у "Июня".
Что ж, мы уже увидели Крещение и Кумовство (растительным символом которого выступает желто-синий цветок Иван-да-Марья) с Побратимством, являющие одну и ту же традцию социального единения. Есть и еще одна форма соединения на Купалу - эротическая, которая отличает Купалу от зимних Святок.

Сводник

Весенний эротизм начинается вместе с пробуждением природы, а пик его приходится как раз на Купалу. И это не только "животный рефлекс", дело в другом: Купала - это не абстрактный астрономический праздник солнцестояния, это прежде всего перерыв между полевыми работами по пахоте, сеянию и сбору урожая, небольшой отдых, когда появляется свободное время, а уж народ умеет использовать его с толком. Ранние весенние хороводы призывают девушек и парней покрасоваться друг перед другом. Кто-то уже присмотрел себе пару, кто-то нет, и хороводы - отличная для этого возможность. Некоторым уже выбрали пару родители. Но период Купалы - это тот момент, когда молодежь может взять ситуацию в свои руки. Кумление идет весь весенний период, но Купала - это его кульминация.
И снова нам придется много читать из классики фольклорных исследований. На этот раз отрывки из титанического труда "Весенняя обрядовая песня на западе и у славян" (1905) Аничкова Е.В.:
"В русской и сербской весенней обрядности кумуются девушки и женщины друг с другом, а парни отдельно, также между собою. Напротив в итальянском comparatico di san Jiovanni бывают кумовья и разных полов. Легенды о вожделении к куме... указывают также, что кумовство происходило часто между мужчинами и женщинами... Это производится на Петров день, в той избе, где зимой происходили супрядки. Молодежь устраивает пирушку, играет в разные игры и даже проводит вместе ночь, улкгшись в повалку, на полу, совершенно также, как ночуют после досвиток в Малороссии... С особенной силой подчеркивают эротический характер весенних забав знаменитый эрудит дю-Канж и пуританский проповедник XVI в. англичанин Стаббс... второй... прямо говорит, что более трети девушек при соблюдении обряда "a maing" теряли невинность...
По вычислениям Ваппэуса, Майра и Беукеманна у европейских народов замечается в году неровное распределение рождений: их количество усиливается два раза в год. В средней Европе эти увеличения рождаемости замечаются на февраль-март и сентябрь-октябрь... И к этому надо добавить, что подобная периодичность гораздо более отчетлива в земледельческих странах, чем в промышленных... Дети, младенчество которых совпало с этим временем года, выживали более, чем рожденные в иную пору... Мы можем представить себе таким образом, что постепенно под влиянием естественного подбора образовалось племя, скрещивавшееся преимущественно или исключительно в наиболее выгодное для сохранения рода время года. Выводы Вестермарка относительно существовавшего некогда у человека периода скрещивания, попадавшего на весну, конечно, с необыкновенной стройностью гармонируют с ...данными о весенних эротических обрядах. Такие обряды, как кумовство между лицами разных полов, как "maibule" и проч., которые наиболее поддаются толкованию, как пережитки "скрещиваний", принадлежат к последнему, заключительному акту весеннего обрядового действа: к маю месяцу, к Духову дню и Троице; и они еще более отчетливо засвидетельствованы в следующем цикле обряднсти, в цикле Купальском...
При существенно важном значении брака в чисто хозяйственном смысле, они и должен был естественно приурочиться к определенному времени года. Крестьянин соображаент даже время рождений и старается, чтобы беременность баб не совпадала с рабочей порой. И народный календарь в этом отношении идет даже гораздо дальше церковного, он еще более сокращает то время, когда можно жениться... Существует даже такая часть года, которая специально отводится свадьбам, так что на остальное время падают только исключительные случаи. На Руси в XV в. время около масленицы прямо называлось "свадьбами". На зимних святках происходит и до сих пор большинство свадеб среди простого народа... Молодоженов чествовали также на Фомино воскресенье и на святой особым обрядом Вьюнца... Обряд этот заключчается в том, что толпа поздравителей поет свои песни под окнами молодоженов, суля им благополучие и вымагая себе за это крашанки... Схожий с этим обряд совершается и в Польше. У сербов на Пасху только что вышедшие замуж женщины идут первый раз в церковь... Вьюнец торжественно заключает собою период свадеб... Согласно широко распространенному предрассудку, восходящему еще к древности, жениться в мае не полагается... Май месяц упоминается во всех этих поговорках конечно только как месяц типично весенний. Дело вовсе не в нем, и не в представлениях о нем надо искать причину этого запрета свадеб. По условиям человека, живущего натуральным хозяйством, не надо жениться вообще весною. В эту пору года и дел предстоит множество, и запасы, прибереженные с прошлогоднего урожая, уже поистощились... Пословицы устойчиво характерезуют весну, как время голодовки и тяжких лишений. Всякое празднество в эту пору года сильно отражается на крестьянском хозяйстве. Эта чисто экономическая или вернее хозяйственная причина неудобоисполнимости свадеб весною высказывается совершенно ясно в одной белорусской веснянке:
Ни ходзи, кума, весной замуж:
Весною хлеба нетуци,
А ходзи, кума, замуж восенью:
Восенью кумы пирогоу напекуць
... Свадьба на Красную Горку, допускаемая церковью, и до сих пор в ходу только среди горожан. С точки зрения хозяйствееных интересов в это время года может жениться только человек богатый, у которого припасено всякого добра гораздо больше, чем нужно, чтобы прожить до следующего урожая. Вот почему среди крупных землевладельцев, какими были феодальные сеньеры средних веков, свадьбы производились и в весенние праздники вместе с турнирами и прочими забавами... Полюбовные думы девушек и парней из простого народа весною могут только загадывать о далекой свадьбе. Долгое время, отделяющее весенние помыслы от "свадеб", образно выражено в той белорусской песне, где дочь восклицает: "Ой мати, я замуж хочу", а мать перечисляет все работы, необходимые для того, чтобы из посеянного мягкого семени выделать полотно на приданое. Они как раз заполняют промежуток времени с ранней весны до масленицы... Мечты о женитьбе не покидают весною ни на минуту. Одна белорусская веснянка высказывается в этом смысле даже слишком беззастенчиво:
... Таточко родненький,
Хоть за двор отдавайте, хоть у примы примайте,
Не могу ходити русой косы носити.
... При этом стремлении найти себе счастье в замужестве, только очень немногие песни упоминают об определенном возлюбленном, на котором остановился их выбор...:
Ой пей, мати, тую воду, что я наносила,
Зови, мати, того зятем, что я полюбила.
Но желания девушки в таких случаях чаще всего не сходятся с намерениями родителей. У них свои взгляды, свои расчеты...:
Не разливай, мати, воды, бо тяжко носити,
Не разлучай с казаком, мати, тебе с ним не жити.
... Сельско-хозяйственная тягота оказывается таким образом силой, сдерживающей естественные порывы молодости... Эротические весенние обряды представляют собою в современном быту женихованье, т.е. предложение... Женихуют и невестятся те, кому подоспело вступить в брак; допускают женихование и невестенье домохозяева, которым нужно обставить свою семью новыми женатыми и замужними членами. Еще раз весна оказывается временем скорее ожиданий и надежд, чем осуществившихся радостей...
Тут, как говорит летописец, они "схожахуся на игрища, на плясанья... и ту умыкаху жены себе, с нею же кто совещашеся". При таком положении вещей именно "выбор невесты" в весенних хороводах приобретает чисто реальное значение:... молодежь узнает друг друга и во второй серии весенних праздников начинает невеститься и жениховаться. Если в это время переход к чисто хлебопашескому быту еще не произошел, то возможно, что ожидания свадеб... не должно было еще сильно сказываться. Тогда можно было и не ждать до осени, а следовательно и в этот период возбуждающая, воодушевляющая песня была у места. Напротив, с переходом к хлебопашеству и с установлением хозяйственного жития-бытия, соответствующего и современной крестьянской жизни, наступало, для этих хороводов новая эра. Они начинали иметь исключительно значение "женихования". Брак весной или летом стал невозможен для огромного большинства семей. Наперекор природе его приходилось откладывать из хозяйственных побуждений. Отнесение свадьбы на осень не мешало, однако, молодежи сходиться весною и, таким образом, самые свадьбы справлять уже post factum. Но постепенно рядом с этим "выбором невесты или жениха" в хороводных играх стал приобретать все более условный забавный характер. При заключении браков большее значение стало также иметь сватовство; свобода выбора ограничилась желанием семьи или ее главы, потребностями чисто хозяйственными, различными посторонними соображениями. Тогда весенний эротизм свелся уже в еще более значительной мере к простым играм и забавам".
Классик не стал об этом говорить, но мысль его подводит нас к тому, что еще одной формой "единения" на Купалу стала чисто физическая - секс. Совсем недаром тут упоминается, что летом празднуют свадьбы богатые семьи. Если девушка теряет невинность, то ее следует сразу же выдать замуж. Потеряет ее она именно в Купалу. Поэтому графы и выдавали своих дочерей замуж в это время, пока не "наделаны ошибки юности". Богатые семьи могут устроить эту свадьбу летом, простые крестьяне - нет. А если девушка обесчещена, а парень вдруг передумал жениться на ней, то она становится "русалкой" (в этом плане любопытна строчка из вышеприведенного отрывка "Не могу ходити русой косы носити"), и у нее мало шансов всё-таки в будущем выйти замуж за молодца (теперь хотя бы за столь нежеланного старика). Ведь не зря именно околокупальские дни славятся появлением большого числа русалок. Это то, что порицали монахи в своих записях и поучениях. Гормоны бушуют, а крестьянская жизнь достаточно строга. Эротическое напряжение даже не скрывается в бесстыдных хороводных песнях! Не все слушаются родителей, иногда происходят ошибки. Да и ошибки ли? - до земледельческого общества жили охотники, а у них всё было проще в плане сроков (посмотреть хотя бы на быт американских индейцев), так как они не зависели от земли (только от леса). Купала, таким образом, - довольно рискованный для семей праздник, но это, в конце концов, жизнь...
Еще одним свидетельством многочисленных соитий (всегда было смешно читать интеллигентно-научное слово "коитус", которое является латинским "coitus", означающее "соединение". Да это же и есть наше "соитие", написанное и прочитанное на их манер!) именно в Купальские дни является праздник Благовещения, который в народной традиции был днем ожидания весны. Именно с этим днем связан прилет Аистов, приносящих детей: ребенок, зачатый на Купалу, родится на Благовещение. Настоящая Благая весть для семьи, особенно, если после ивановского соития всё-таки состоится свадьба. У старых народов рождение ребенка - это такой же ритуал, сопровождаемый отделением от общества: беременная живет и рожает в удаленном от обществе месте, а ее связью с социумом является глашатай, который и объявляет всему миру об успешных родах. Слово "Глашатай, Огласить" имеет тот же корень, что и греческое "Ангел" ("вестник"). В Библейской истории этот момент изменен до сцены появления Гавриила, гласящего, что Мария скоро зачнет от Духа Святого. Тут становится понятным смысл слова "Wedding", которым называют свадьбы на западе. Брак - это экономическая и духовная сделка двух семей, ей предшествуют долгие переговоры сватов и конечное побратимство семей. Сваты начинают "действовать" как раз после Купалы. Оно и ясно: когда пара уже преступила дозволенную черту, надо начинать готовить свадьбу. И вот зимой (на Святки) или осенью свадьба состоялась, и молодые первый раз выезжают на публику (время от Екатерининских катаний до Масленицы), весной на Пасху вышедшие замуж девушки впервые пойдут в церковь (крестили девушек во время свадьбы, до этого они оставались некрещенными, как и русалки и прочая "нечисть"). Все эти действия - публичны и официальны, оттого и "Wedding" (ведать), а купальские соития - это нечто тайное, сокрытое от посторонних, но тоже единение.
Итак, мы рассмотрели разные виды "соития", и все они так или иначе связаны с Купалой. Именно поэтому я считаю, что официальная трактовка имени Иоанна никак не отображает его суть. Ни о какой "милости" или "благодати Яхве" тут речи не идет. Кумовство, Побратимство, Крещение, Секс и Свадьбы - это всё соития, единения. Отображает ли это словосочетание "Иван Купала"? - Да!
Но чтобы убедиться в этом окончательно, сделаем еще один короткий экскурс. На этот раз в античную мифологию.

Объединитель

Греческое "βάπτω" означает не только "погружать, окунать", но и "окрашивать", что, вероятно, связано со способом окрашивания предметов при помощи погружения их целиком в краску, но уж очень символичен этот перевод. Ведь при крещении человека окунают не просто в воду, а в ОСВЕЩЕННУЮ воду, в случае церкви - в освещенную ЦЕРКОВЬЮ воду. Вода, освещенная церковью, несет на себе печать церкви. Погружаемый в нее человек погружается в воды церкви. Это то же самое, что "окрасить" человека в "цвета церкви", то есть сделать его частью ее, нацепить на него ее флаг. Этот момент полностью устраняет вопросы об этимологии "Купалы" якобы от водных очистительных процедур. Не в воде дело! А в погружении в среду. И не само действо "намокания" или, как пишут, "очищения" здесь играет роль. Это не очищение, так как сама вода является не нейтральной, а освещенной церковью. Это именно образование связи человека с церковью через проводящую среду - воду. Еще один смысл окрашивания, кстати, - покрытие, довольно глубокомысленно, хотя, возможно, и надумано.
То же самое мы видим и в народной брачной символике: утопление девушки означает ее брак или половую связь с "милым другом". В любом случае, здесь снова погружение в воды означает переход от свободы к несвободе (бремя или брак). Этот мотив утопления или погружения в воду одинаково распространен и на девушку, и на ее венок, который она теряет или пускает по реке.
Венок в народной поэзии зачастую представляется свитым не из цветов, а из первьев "Павы":
"Литала пава размовиста
Троука, муроука зяленая!
Роняла перья, позлацистыя.
Там Агапка гуляла, перья збирала,
Перья збирала, у рукавок клала,
А зь рукаука беря, вяночек плила,
Свiуши вяночек, пошла у таночек.
А у таночку похвялилася:
Похвялилася, поклонилася:
"Мойго вянчика ветры ня звiюць,
Ветры ня звiюць, дожди ня змочуць"
Узнялися буйные ветры,
Буйные ветры, дробные дожджи,
Уздули, змяли пярловы вянок.
Пошла Агапка шукаючи,
Шукаючи да пытаючи..."
Или тут:
"Я дай ми, Боже, ситна росица -
По горе руйно, по поле ситно,
Трава да расте, паун да пасе,
Перья да рони, моми да берать,
Моми да берать, китки да виять,
Китки да виять, момци да зимать... "
В греческой мифологии Павлин - это птица Геры - богини брака. Римская Гера - это Юнона, у этруссков - Уни. Это имя, считается, стало основой для названия месяца "Июнь". Другими словами, это еще одна форма "Ивана". Здесь же видим интересную наводку - Уни, Uno, Unus, One - это "Один", что можно, опираясь на смысл брака, трактовать как "Единение" (union, unire), оттого и саму "богиню" надо рассматривать не только как олицетворение брака, но и рудимент образа всякого социального единения.

Этимология и символика

На основании всего изложенного, Купала легко сопоставляется с "Couple" (англ. "пара") и Copula (лат. "связь, узы, завязать, любое соединение") и является приблизительным синонимом "Ивана". В русском языке этому слову есть аналог - совоКУПЛЕНИЕ, совоКУПность, вКУПЕ.
Толковый словарь В. Даля определяет слово Купа следующим образом:
"груда, куча, ворох, кипа; группа, сбор, собрание вещей, предметов в одно место. Купный, совокупный - вместный, совместный, соединенный. Купина - вообще, соединение нескольких предметовю. Купно, слитно с другим сл. означает: соединенно, совместно: купновиновный, купновиновник, купнодушно, купноревнитель, купноревнительный, купнорожденный, купнородный и пр. Купить - скоплять, копить, собирать в купу. купиться, собираться в купу, образовать купину".
То есть речь идет о связывании нескольких в одно целое. Ровно то же нам показывает обряд крещения и кумления - связывание отдельных членов общества в одно целое. В случае церковного крещения - это принятие индивида в христианскую общность (при которой человек публично отрекается (очищается) от прошлого своего покровителя, условно, Сатаны: "Отрекаетесь ли вы от сатаны, виновника и князя греха? - Отрекаюсь"). Ну, а уж о чисто физической связи в одно целое во время полового акта и говорить нечего.
Слова Кума, Compari, Compagn - имеют корень "Ком, Con", означающий "Совместно, Вместе".
И собственно сам Иван - имя не столь простое, как слышится русском уху. Взглянем на его формы: John, Иоганн, Giovanne, Jiovanni,  Γιάννης ,Γιάννος, Хуан, Joannes, Yoḥanan. И сюда же можно добавить уже и Июнь. Видно, что первый корень имени лежит в "И, Jio, Γιά, J, Gio". Это ускальзающий корень, который в одних диалектах звучит жестко, в других - почти незаметно.
Здесь мы вплотную подходим к лингвистической загадке буквы "гамма": она и "Г" и "Y" - если сравнивать английские и греческие однокоренные слова, то можно заметить, как греческая гамма легко перетекает в английскую "уай". Возьмем слово Give - давать. Оно происходит из того же образа, что и искомый нами корень. Вот его европейские формы разных времен и диалектов: ġiefan, gefa, yive, ȝeven, gie, ge, jiw, jiiw, jeewe, jaan, geven, geben - видим, как легко варьируется эта буква. И действительно, у гаммы и ипсилона поразительно схожее начертание: "γ" и "Y". Учитывая вариативность произношения "гаммы" у самих греков (и твердая Г, и звук между Г и Х, и порой даже просто Й), можно понять такие смещения. И как раз русская краткая Й - довольно точно это передает.
Буква "гамма" графически представляет собой "угол", а угол - это схождение двух отрезков в одну точку (отчего в фольклоре считается, будто углы - это пограничье между мирами, тот же перекресток состоит из нескольких углов). Строчная гамма "γ" еще больше развивает эту мысль, демонстрируя связи двух в один узел. Гамма - это третья буква алфавита, а цифра 3 имеет тот же смысл - связь, синтез двух элементов. Гамме соответствует третий знак зодиака - Близнецы, смысл которых заключается опять же в связи (а не в разделении или двойственности, как иногда трактуют). В определении недели третий день посвящен Гермесу или Меркурию, или Вотану, которые являлись посредниками между божественным миром и человеческим, то есть снова та идея соединения, которая выражена кадуцеем - две змеи сплетаются в один жезл.
И раз уж речь зашла о тройках, то вспомним, что в русских сказках Иван является Третьим сыном. Самый младший, между прочим. И что же мы видим:
Iuvenis, juvenis, giovane - слово, в точности повторяющее "Jiovanni, Giovanne" (Иван), означает созвучную ему и богине Юноне "юность, young, ġeong, ungr". В санскрите этому соответствует слово युवन् (йюван), что переводится как "юный, молодой, взрослый, сильный, здоровый". Иван в сказках зачастую предстает как богатырь, который сильнее своих братьев. То есть Молодость и Сила - это синонимы. Нам это пригодится чуть позже.
Вернемся к нашему "Единению, Uni" и посмотрим слова из санскрита:
यूनि - йюни - соединение, обединение
यौति - йаюти - иго, крепко держать, честь (слава, платить, соблюдать, выполнять, уважение), связать-привязать, надавить, скрепить, присуждать, наделять, прикреплять (придавать, назначать, связывать, стыковать), тянуть к себе, обеспечивать (сводничать, производить, заготовлять), получить (удержать) или получить во владение, поклонение, объединять
योयोति - йойоти - крепко соединить
युनाति - йюнати - давать, поклоняться, смешать, приобретать, присоединять, связывать,
यूयते - йюйати - быть присоединенным
युयोति - йюйоти - держаться подальше или в стороне, разделиться, охранять (опекать), отрывать, исключить из,
युध् - йюдх - сражаться, состязаться, побеждать, война, битва.
Тут довольно очевидно, что все эти толкования крутятся вокруг единицы, будь то связывание или обладание (держание в своих руках), война и состязание - это схватка, а хват - это тоже связь (поэтому старые южные богини были покровительницами одновременно и любви, и войны), скрепление, и даже "держаться в стороне" - это тоже единица, только в виде одиночества.
Все эти слова - однокоренные. Главная часть в них: यु  - йю - "связывать, объединять, смешивать, соединять, давать, приобретать, поклоняться, уважать".
Уже отсюда видно, что и английское Give (давать), и Join (присоединять) вытекают из этого же корня. Сразу же рисуется образ, на котором зиждется родовое, дружинное или общинное мировоззрение, который легко понять на примере былинного князя Владимира, который на самом деле Волотомон, пирующий (упомянутый выше обмен едой) со своей дружиной: делит еду и РАЗДАЕТ (Give) подарки (вспоминаются германские саги, где князь или коннунг зовется "кольцедарителем"). Ведь мы помним, что подарки и совместный пир - это символы приобщения (join), связи (кумы всем делятся, здесь это смешано с божественной ролью главы семьи). Наш Волотомон - олицетворение и вождь своего народа, ведь он не один, за ним:
Сорок царей со царевичем,
Сорок королей с королевичем,
И сорок калик со каликою,
И могучи-сильные богатыри,
Во единой круг становилися
И он является их голосом перед Давидом (Дый, Deva, Deus - Бог), читающим Голубиную книгу (небеса). Всё в полном соответствии со схемой Семьи, которая стала основой для формирования общечеловеческой мысли о Боге. То есть все эти взаимоотношения, построенные на уважении, дарении, обмене, на котором стоит языческое мировоззрение умещается в коротенькое यु  - йю. И вот его чуть расширенная форма:
युज् - йюх (или йюй) - обладать, даровать, предоставить, снабжать, наделять, использовать, применять, определять, устанавливать, фиксировать, направлять, сосредоточить внимание на, подготовить, придерживаться, раскалываться, предписывать (запрещать, приказывать), поручать, помещать в, вставлять, думать, медетировать, владеть, соответствовать, намеренный, направленный, поглощенный, придерживаться, быть в тесном контакте, исполнить, окружать, пара, компаньон, связанный, запряженный, ярмо, возбудить, подстрекать, товарищ, два, знак зодиака Близнецы, Ашвины.
Мы вновь вернулись к нашим Близнецам и к "связи" (даже думать - это связывать логические цепочки или концентрироваться на чем-то одном - всё об единице), и к "дарению"... Даже значения "помещать в, вставлять" мы уже встречали в Купале. Это древнейший символ, возможно, первоначальная "Троица" (триЕдинство). выраженная символом двух сцепленных коней, коим украшали крыши:
В греческой мифологии много таких близнецов: дети Борея - Зет и Каллаид, Диоскуры (Кастор и Полидевк), Пегас и Хрисаор. У индусов это Ашвины, у христиан - Флор и Лавр, ит.д.. Все они имеют связь с лошадьми. То есть, можно сказать, что пара связанных одной уздой коней - это символ Близнецов.
Крестьянский календарь полностью построен на близнецах - Егорий Зимний и Зеленый, Никола Зимний и Вешний и т.д. Выражением этого является одна знаменитая икона, демонстрирующая летний период:
Где слева - Георгий Победоносец, открывающий весну, справа - Димитрий Солунский, завершающий лето и обозначающий наступление осени. И СОЕДИНИЯЕТ их Иоанн Креститель - летнее солнцестояние.
Присутствие Иоанна тут означает побратимство двух конщиков: Весна и Осень сцеплены воедино. В русском языке даже звучат эти слова одинаково "Весна" - "Восень" - братья-близнецы с разной, но общей судьбой, которую нам еще предстоит рассмотреть.
Это - кульминация всего вышеизложенного, демонстрирующая смысл Ивана. И тут самое время вернуться к "Iuvenis, юности и युवन् (йюван)" - обозначения силы и здоровья. Какая тут связь с "единением, сцеплением", побратимством? Самая образная! Ведь что мы обычно говорим о сильном человеке, о богатыре? - Крепкий. И когда здоровья желаем, то тоже Крепкого.
Крепкость, скрепленность, крепкий хват, крепкая связь - это и есть суть Ивана. Крепкий - это прочный, некрушимый, неодолимый, не поддающийся ломке и разрыву... И вот интересно, толковый словарь В. Даля определяет: "Крепкий, креплий - Бог, Создатель", а также "Крепость - присяга, клятва".
Сцепленность всего в природе, как в одной большой системе, семье. Всё обменивается друг с другом, зависит друг от друга. Не бывает событий без последствий...
Этот символ, выраженный в фигурах на крышах или иконе Иоанна, мы встречаем уже в старинных вышивках, где вместо Иоанна видим женскую фигуру. Смысл ее всё тот же:
Кони эти не простые, а воздушные, в мифологии связанные с ветрами. Поэтому порой заменяются птицами (и те, и другие могут быть гонцами):
И самые любопытные для российского гражданина виды:
На что намекал, но постеснялся открыто заявлять Рыбаков в "Язычестве древних славян"
Мужской образ переходит в Женский (и я уже предчувствую, как некоторые начинают краснеть и дуться: "Это Мокошь, а не Иван!!!"), а тот - в растительный орнамент, как и голова Иоанна в фольклоре представляется увитой зеленью, и это тоже неспроста. Если посмотреть на любой орнамент, который используется в том числе и церквях, он тоже представляет собой растительный орнамент. Бесконечные соединяющие различные сюжеты лозы и цветы, которые иногда вырастают прямо из хвостов животных.
***
P.S. Тут я не рассматривал обратный символизм - сами фигуры коней и прочих животных (в греческой орнаментике в отличии от северо-русской этот мотив представлен всевозможными животными), которые говорят нам о Движении и многом другом (там еще каждого всадника надо по-отдельности смотреть - своя история). Нельзя весь символ свести только к узам и крепости, но в данной статье я рассматривал не полностью символ этой "Троицы", а конкретно Ивана, как ее части. Это тоже нужно понимать.
Пожалуйста, уважайте труд авторов содружества, помните, при использовании статьи активная ссылка "tart-aria.info, автор peremyshlin" обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники


Рекомендуем почитать

Новости партнеров